Средневековая церковь была самым важным покровителем искусства того времени. И олицетворением этого был могущественный советник французских королей Людовика VI и Людовика VII, первый покровитель и «крёстный отец» готического стиля и средневековой архитектуры, аббат Сен-Дени — Сугерий.
Его труды показывают, что он был проницательным предпринимателем, гениальным политиком и преданный слуга своего короля. Суге́рий реформировал и перестроил обветшавшие церкви аббатства в невиданном доселе стиле, позднее наречённом готическим. Вместо круглых арок строители отдавали предпочтение остроконечным, широко использовали контрфорсы, а в качестве украшения окон прибегали к витражам, которыми было украшено и круглое окно на фасаде — «роза».
В целом в середине XII века на севере Франции зародился совершенно новый стиль, который охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.
В развитии этого стиля мы видим формирование новой религиозный символики, которой пронизана вся структура храма . Храм — это корабль, символизирующий Вселенную. Вытянутый интерьер храма — (nef), по-французски — navis, переводится как корабль. Храм-Вселенная делится поясом витражей в верхней части храма, и массивом стен в нижней, на небесный и земной мир, соответственно. Готическая роза символизирует колесо Фортуны и выражает цикличность времени. В уникальных готических витражах в окне-розе можно разглядеть сцены, отсылающие к круговороту времени. Свет, который проникает через яркие витражные стекла, обозначает Божественный свет, Божественное провидение.Созерцая витражи, человек отстраняется от материального, телесного, человеческого мира и «попадает» в духовный, Божественный мир.
В этот период было построено множество соборов и церквей и во всех чувствуется схожесть стилей и иконографии.
Интересным фактом является то ,что историки смогли проследить существование передвижных витражных студий. Они переезжали с места на место для выполнения заказов, перевозя с собой эскизы , модели и инструменты. Поэтому мы можем проследить некое сходство между витражами разных храмов.
Витражи собора в Ле-Мане, в Амьене, Бовэ и некоторые Кентерберийские, стилистически похожи на работы мастеров Шартра в Париже. Хотя собор в Бурже современник Шартра, витражи там более архаичны. Шартрские витражи ,главным образом состоят из красных,синих и жёлтых стёкол, а в Бурже присутствуют чистые белые, жёлтые и зелёные,которые занимают значительное место в плоскости витража.
Готический стиль также активно развивается и за пределами Франции. Витражи собора в Лозанне в Швейцарии показывает заметное влияние Французских мастеров. Французские мастера витражисты , как известно, работали в Кентербери в Англии. Например архитектор Уильям Санс. Французское влияние можно увидеть и в испанском витражном искусстве , особенно в Арагоне, Толедо и Кастилии.
В Германии, романский стиль продержался дольше всего. В Вену и Прагу готический стиль пришёл в более поздний свой период. Подводя итог, можно сказать ,что Готический стиль проявился в искусстве художественного витража наиболее ярко.

Tags: