Многие истории о истоках витража начинают с рассказа Плиния о случайном открытии стекла финикийскими моряками. Легенда рассказывает что финикийский торговый корабль, застигнутый сильной бурей, вынужден был бросить якорь в небольшой бухте.
Усталые и озябшие моряки вышли на берег. Они стали искать, где бы развести костёр, чтобы сварить себе похлёбку и согреться. Берег был песчаный, и нигде не видно было камней, на которые можно было бы поставить котёл. Тогда одному из моряков пришло в голову: нельзя ли вытащить из трюма корабля глыбы соды, которую везли на продажу, и на эти глыбы поставить котёл?
Соду в те времена, как и сейчас, применяли при стирке белья. Кроме того, она нужна была суконщикам для смягчения шерсти. Так вот, на эти-то содовые глыбы и поставили финикийские моряки котёл с водой.
Костер получился на редкость удачный. Моряки сытно поели и легли спать. Утром, собираясь в путь, один из них разбросал тлеющие остатки костра. Вдруг он заметил в золе какие-то блестящие кусочки. Они не были похожи ни на дерево, ни на металл, ни на глину, ни на камень. Таких странных светлых кусочков не видел до тех пор ни один финикиец.
Однако в середине 20 века несколько специалистов по стеклоделию провели такой же эксперимент,который доказал — при том небольшом жаре, какой даёт пламя костра, сода не может сплавиться с песком и превратиться в стекло.
Более вероятно , что первыми случайно обнаружившими стекло,были египетские керамисты при обжиге своих керамических сосудов. На один из горшков ещё до того, как его обожгли, попала случайно смесь песка и соды. Каково же было удивление гончара, когда после обжига горшок оказался покрытым гладкой, блестящей плёнкой!
С тех пор глиняную посуду стали всегда перед обжигом покрывать смесью песка и соды (впоследствии стали прибавлять ещё известь). Огонь расплавлял смесь, она растекалась по стенкам посуды, покрывая ею тонкой корочкой.
Эту твёрдую, блестящую корочку мы называем глазурью. Но, собственно говоря, мы могли бы её называть и стеклом; по своему составу она ничем не отличается от стекла.
Примешивая к соде и песку другие вещества, египтяне научились изготавливать глазурь разных цветов и оттенков: голубую, жёлтую, фиолетовую, пурпуровую, синюю.
Как египтяне догадались, что можно делать вещи из одного лишь стекла, то есть из одной только глазури? На эту мысль их натолкнул также случай. Какой-то гончар покрыл свой горшок смесью песка и соды слишком небрежно, неаккуратно; и вот, вместо тонкой, ровной плёнки получился сгусток, комочек глазури.
Этот комочек был таким блестящим и красивым, он походил на драгоценный камень!
Гончар был находчивым человеком: он решил приготовить цветной шарик из одной только глазури. Это ему удалось. Так, сам того не подозревая, он открыл новую отрасль человеческого искусства — стеклоделие.
В первом веке нашей эры римляне использовали стекло для остекления окон. Они вырезали цельные плитки стекла из гутных выдувных листов. Стекло было неоднородным и не очень прозрачным.
Самые древние арабские стеклянные окна появились во второй половине тринадцатого века. Хотя некоторые историки предполагает, что византийское, мавританское или арабское стекло могло появиться в десятом веке нашей эры. Кусочки стекла были либо вставлены в прорезанные орнаментальные плиты мрамора или гипса, что было более трудоёмко, так как для укрепления гипса использовали дополнительные металлические рёбра жёсткости.
Арабские филигранные окна появились в Европе, когда мавры вступили в Испанию. По мере того как техника витражирования окон перемещались дальше на север, в районы, с более суровым климатом , усиление перемычек между стёклами стало необходимым. Сначала гипс заменяли на алебастр. В Европе свинцовые прорезанные пластины заменили гипсовые перемычки. Сначала стёкла не вставляли в отверстия , но потом небольшие кусочки стекла стали закреплять с помощью свинцовой проволоки.
Развитие же арабских филигранных витражей было замедленно, потому что Ислам не допускает никакого изображения, кроме геометрического или растительного орнамента. Однако же в христианской культуре искусство витража получило огромное развитие и достигло необычайных высот. Многочисленные раскопки указывают на то ,что наборный витраж в европейской архитектуре присутствует уже в 12 веке.
Одни из самых старых образцов кусочков цветного стекла, используемого в окне были обнаружены в монастыре Святого Павла в Ярроу, Англия, основанного в 686 году нашей эры.
Самые старые в Европе витражные окна были найдены в соборе Аугсбурга. Собор в настоящее время представляет собой пятинефную церковь, которая строилась в основном с IX по XIV вв. Наиболее известной достопримечательностью собора являются пять высоко расположенных окон на южной стене, в которые вставлены самые древние из сохранившихся (середина XII в.) витражей, изображающих святых.
Они выполнены в технике наборного витража из цветных стёкол с росписью обжиговыми красками.
В 1930 году в Сент-Витале в Равенне, Италия, археолог Чечелли обнаружил при раскопках три стеклянных осколка с росписью гризайлью обжиговыми красками. На них нанесено изображение Христа. Предполагается что эти фрагменты датируются примерно 540 г. н.э. А в 1932 году в Германии в аббатстве Лорш были также найдены фрагменты витражей с изображением Христа Пантократора. Качество самого витража и росписи уже достаточно высокое, а отсутствие других фрагментов фигуры говорит о том, что расписным был только лик.
Европейские короли и епископы посылали в Иерусалим и на восток для поиска святых мощей свои экспедиции. Их эмиссары привозили маленькие произведения искусства из слоновой кости , драгоценных камней и стекла ,изготовленные в мозаичной наборной технике . Восточные и африканские мастера и стеклодувы нашли свой путь в Европу уже в третьем веке.
Все эти находки говорят о том, что мы больше не можем согласиться с Хью Арнольдом, когда он пишет: «Изготовление витражей является одним из искусств, которые целиком принадлежат к христианской цивилизации. Его традиции не распространяются дальше времён готической архитектуры.» Мы больше не можем сказать, что витражное стекло чисто христианская форма искусства.

Tags: