Сама Романская архитектура является более суровой и сдержанной, чем витражи, которые украшают её. Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах. Стены строились очень массивные и оконные проёмы , хоть и были в высоту зачастую около 6 метров , казались достаточно маленькими в плоскости огромной стены. Поэтому витражи должны были пропускать максимум света. Проёмы для витражей были в основном арочные и составлялись в симметричные композиции. Однако сегодня романские окна кажутся гораздо темнее из-за коррозии.
В романском витраже,как в живописи и скульптуре , центральное место занимали темы, связанные с представлением о могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты). Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента. Во всех видах романского искусства часто существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны.
Почитание Девы Марии преобладает в этот период, поэтому она часто изображается как королева. Преобладающие цвета в витраже: красный и синий. Прозрачные бесцветные стёкла в этот период были большой редкостью, так как технология варки стекла была ещё очень несовершенной. Этот же фактор влиял и на количество и размер сегментов в средневековом витраже. Технология изготовления средневекового витража была очень трудоёмкой и дорогостоящей, в основном из-за этого же фактора. Изображения набирались из достаточно мелкого сегмента стёкол разного оттенка и фактуры. Готовые фрагменты витража скреплялись между собой Н-образной свинцовой проволокой. Для прочности и удобства при установке большие окна делились на достаточно не большие сегменты, которые прикреплялись в дальнейшем к наружной металлической решётке окна. С внутренней стороны витражи закреплялись горизонтальными перекладинами, защищающими витраж от прогибания и соскальзывания. Не смотря на столь несовершенный технологический процесс изготовления, романские витражи представляют собой необычайные по своей красоте произведения витражного искусства.
До нашего времени сохранились немногие витражи романского периода, и те которые мы можем видеть являются знаковыми. Самым древним образцом средневекового витража является голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе. На прозрачном стекле выполнена роспись цветной краской с чёткой прорисовкой лица и более прозрачной тонировкой некоторых деталей.
Другие дошедшие до нас образцы средневекового витража-это четыре изображения ветхозаветных пророков из Аугсбурского собора.
В кафедральном соборе в Пуатье находится один из самых старинных и самых изящных витражей запада Франции, который датируется 12 веком. Распятие, занимающее центральную секцию витража, окружено изображениями донаторов, святых и новозаветных сцен. А так же сцены мученичества святого Петра и обезглавливания апостола Павла. Над Распятием изображена сцена Вознесения.
Витражи Шартра одни из самых известных в мире, хотя имена их создателей практически не сохранились. Площадь витражей Шартра, создание которых датируется XII-XIII вв., достигает более 2,5 тысяч квадратных метров. Великолепный ансамбль из 146 витражей, более тысячи различных сюжетов. Сцены из жизни рыцарей и королей, сцены из Ветхого и Нового заветов, сценки из жизни ремесленников, а также сюжеты литературных произведений.
Ещё один пример средневековых витражей находиться в Кентерберийском соборе – он является главным англиканским храмом Великобритании. Основан приблизительно в начале 7 века. Потрясающие витражи можно увидеть во всем соборе. Большинство из них относится к концу 12 — началу 13 вв. На витражах изображены сюжеты из Библии, святые, монахи и паломники, а также местные персонажи, чьи имена дошли до наших дней. Самым старым витражом считается изображение Адама, которое датируется приблизительно 1176 г.

Tags: