Эксперты сходятся во мнении, что искусство витража начинает приходить в упадок где-то между поздним средневековьем и девятнадцатым веком. Причин тому было несколько-религиозные, политические и эстетические. Церковь всегда была главным заказчиком у ремесленников и художников. Реформация, протестантство были враждебно настроены к пышному убранству храмов. Даже в римско-католических странах, контрреформация призывала к более простым формам церковных зданий. Во время Тридцатилетней войны, кардинал Ришелье приказал разрушить все замки и дворцы в Лотарингии. Их разрушение привело к уничтожению стекольных мастерских, которые были сосредоточены в этой области.
К 1640 году стали производить очень мало цветного стекла, что дало развитие росписи бесцветного стекла эмалевыми красками. Из цветного стекла продолжали изготавливать в основном небольшие геральдические щиты для городских залов и частных домов. Витраж, который был настолько популярен, всего за несколько лет до этого, уже не пользовался спросом. Стекольные мастерские были вынуждены переезжать с места на место в поисках работы.
Английский парламент постановил убрать из церквей все изображения святых. Это привело к тому , что многие витражи просто разбивали, оставляя только сегменты до которых было тяжело добраться , в основном орнаментальные. В Бретани , чтобы избежать траты денег, витражи просто закрашивали белой краской. Но высокая стоимость замены витражей прозрачным стеклом , наконец остановила уничтожение витражей. Иногда уцелевшие сегменты разбитых витражей собирали в целые окна , не соблюдая общего рисунка. В Англии, здания церквей не меняли своего назначения, не смотря на реформы храмы продолжали существовать. В отличии от Франции, где в результате революции, соборы превращали в светские здания. Например, Страсбургский собор стал храмом Разума. Некоторые из них стали музеями, а многие из них стали конюшнями, арсеналами или кладовыми.
Но к счастью для витражного искусства в Европе 18 начала 19 века получил своё развитие стиль Неоклассицизм, которому было присуще обращение к античности, искусству Древнего Рима, как символа республиканства , а не монархизма. А в Англии в 19 веке получают своё развитие стиль Неоготики и Романтизма. Эти архитектурные направления подарили истории такие произведения искусства витража как- окна в Нью-колледже в Оксфорде, выполненные Джошуа Рейнолдсом, выдающиеся работы Томаса Уиллмента для кафедрального собора в Или и церкви св. Петра в Бартоне и многие другие. Томас Уиллмент один из ярчайших английских художником-витражистом XIX века. Он возродил классическую технику наборного паяного витража в Англии, в котором изображение собиралось из разных цветных стёкол, а эмалевая краска использовалась лишь для того, чтобы оттенить или подчеркнуть мелкие детали рисунка в композиции. Тогда как большинство современников Уиллмента по-прежнему расценивали витраж, как проекцию картины на стекле. Говоря другими словами, художнику удалось возродить аутентичный средневековый метод создания витража, ранее забытый на несколько веков.

Tags: