Витражи ренессанса очень отличаются от произведений предыдущего периода. Изобразительные темы остаются по-прежнему главным образом библейские. Фигуры людей в ренессансном витраже изображаются исключительно одетыми, поэтому знание истории костюма помогает определить точную дату создания витража. Аллегорические сюжеты становятся ещё более сложными, чем в средневековой иконографии. В церковных витражах начинают появляться светские сцены. Так же в период ренессанса витражи начинают применять в светских зданиях- ратуши и дворцы знати. Вплоть до XVI в. в жилых домах использование стекла было большой редкостью в связи с его дороговизной и малодоступностью. Ситуация изменилась лишь после распространения в XVI веке лунного способа в изготовлении плоского стекла. Витражное искусство развивалось в это время не только во Франции и Германии, но и в Англии, Испании, Италии, Фландрии, Швейцарии.
В Швейцарии с конца XV в. распространяется мода на небольшие панно, подвешиваемые перед окном. Это так называемые кабинетные витражи. Как правило, изображались на них гербы или события из жизни заказчика. Они получили распространение также в Германии, Нидерландах и Англии. В целом к XIV веку в развитии стеклоделия произошли значительные изменения: научились изготавливать более качественное бесцветное стекло, пластины его стали больше, что увеличило поле для живописи. Лекальная раскройка стёкол стала крупнее, в результате многие части изображений «освободились» от свинцовой пайки, соединяющей кусочки стекла между собой. Значительно расширился ассортимент красок для живописи на стекле. Была открыта так называемая«серебряная золотая» (Silbergelb) — способ окраски стекла окислами серебра, в результате чего оно приобретало жёлто-золотистый цвет. Художники витража стали окрашивать не только бесцветные стёкла, но и цветную стеклянную массу, в результате чего получали недоступные раньше цвета и оттенки. В пятнадцатом веке в городе Брюгге, Бельгия,было множество мастерских славящихся росписью стекла. Их изобразительный стиль показывает сильное влияние ксилографии. Стала популярна гравировка — специальным колёсиком на поверхности стекла вырезались узоры, которые особенно эффектно выглядели на многослойном стекле.
Все эти усовершенствования привели к тому, что в XV столетии художественный образ витражей значительно изменился. Из цветного, яркого с насыщенными тонами полотна, витраж преобразился в сдержанный по цвету, покрытый полихромной росписью. В витражах стали активно использовать приёмы обычной живописи, контурная линия постепенно потеряла свою силу и выразительность, приобрела мягкость. Мастера Возрождения воссоздавали великолепные картины на стекле, искусно решая проблемы перспективы, объёмности форм и реалистичности изображения. Сам процесс производства витража тоже очень изменился. Художники стали рисовать картоны на бумаге и по ним могли изготавливать витражи для разных клиентов. Мастера витражисты стали объединяться в гильдии и могли работать на одном месте целыми поколениями.
В Италии,не смотря на то ,что готические стиль в витраже утвердился достаточно поздно, стиль Ренессанс быстро пришёл ему на замену. Его представляли такие известные художники, как Филиппо Липпи, Лоренцо Гиберти, Симоне Мартини, Таддео Гадди, Пьетро Перуджино, Донателло, Уччелло, Доменико Гирландайо, Андреа да Фиренце, Джотто, Джованни Чимабуэ и другие.
Фламандские витражные композиции эпохи Возрождения сродни масляным полотнам, имели свой неповторимый характер. Композиции витражей очень динамичные , а цветовая палитра очень контрастная .
Ещё один пример ренессансного витража- Большие окна Бернарда Ван Орли в Брюссельском соборе . Окна в северном трансепте Михайловского и Гудульского собора в Брюсселе изображают членов Дома Габсбургов — Карла Великого и Елизаветы Венгрии и сцен из « Легенды о чудесном хозяине».В то время как окна на южном трансепте изображают Людовика II Венгрии и Богемии и его жену Марию Австрийскую , сестру Карла V, стоящую на коленях перед вертикальной Троицей с Сент-Луисом и Девой с младенцем. Эти окна отражают характерные изменения иконографии эпохи ренессанса. Королевская династия все ещё была встроена в религиозные рамки, но теперь государь был особо выделен, а не почитаемый святой.
Витражи часовни Королевского колледжа в Кембридже считаются одним из лучших произведений XVI века. Восточное фасадное и двадцать четыре боковых окна застеклены фламандскими мастерами в 1515—1531 годах.
Своё особое место в истории витража эпохи возрождения занимают города-Йорк и Норвич ,которые были очень процветающими и имели много приходских церквей с прекрасными традициями витража.
В испанском искусстве до эпохи Возрождения не было традиции украшать окна витражами, из за мавританской оккупации и жёсткого ограничения христианской архитектуры. Ренессанс является золотым веком испанского художественного витража , да и всего испанского искусства. Итальянские, фламандские и французские мастера оказали огромное влияние на культурную жизнь Испании.

Tags: